Техника изонить на занятиях декоративно-прикладного искусства.

Автор: Шахова Светлана Александровна
преподаватель изобразительного искусства

Изонить (ниткография) – способ натяжения в определённом порядке ниток на твёрдой основе (картоне, «бархатной» бумаге).
Цель работы в технике изонить в ДХШ на занятиях ДПИ – познакомить учащихся с искусством изонити и основными приёмами плоскостного моделирования. Каждый ребёнок любит рисовать. Мы рисуем карандашами и красками, палочками на снегу, мелом, углём и многими другими инструментами и материалами. А можно выполнить рисунок нитью и получить ажурные картинки.


Изонить - изображение нитью, или ниткография - как вид искусства появился впервые в Англии. Английские ткачи придумали способ переплетения нитей на вбитых в дощечки гвоздях. В результате получались ажурные кружевые изделия, которыми украшали жилища. В современной технике нити накладывают стежками на жесткую основу - толстую бумагу или картон - с помощью иголки. Отличие изонити от других видов вышивки в том, что с помощью нитей создаются графические произведения, отсюда и второе название техники – ниткография. Такой способ создания художественных работ прост и доступен. В нём сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать изонить не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов.


Изонить может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, птица, корабль и т. д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий, («Салют Победы», «Мой любимый горд» и т. д.); декоративной или графической, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. В технике изонить можно делать закладки и обложки для книг, открытки, подарочные коробки, настенные панно, сувениры. По существу, это вышивание, которое не требует дорогостоящих материалов - только нить и картон и им могут заниматься дети разного возраста.


Результат, как правило, виден уже на первом занятии, что очень важно для самих ребят и неожиданно радостно для их родителей. Занятия в технике изонить помогают детям освоить навыки владения иглой, выявляют их способности к плоскостному моделированию, воспитывают усидчивость, аккуратность и терпение, развивают абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, глазомер, мелкую моторику и координацию движений рук.

Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно, да и фантазии есть где разгуляться. Практические задания на занятиях изонитью предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков.
Сначала дети изготовляют простые работы, рассматривают образцы, анализируют их структуру и приёмы выполнения. Потом задания усложняются, дети учатся самостоятельно моделировать простые предметы, выбирать основу и нитки для изделий. А затем они осваивают составление сложных композиций из отдельных элементов изображения. Последовательное освоение техники изонить, прошивание углов и окружностей – основа формирования графических изображений – позволит перейти к самостоятельному творчеству и воплощению своих идей.