Роль пленэра в процессе обучения. Работа с учащимися Подготовительного отделения ДХШ №6 имени Акцыновых на пленэре.
Митрюхина Е.В. 2012 г..
«...чем больше
сделано рисунков с натуры, тем легче будет изображать и то, что выдумано, прочитано
или услышано.»
Д.И. Митрохин
ПЛЕНЭР (франц. plein air, букв. – открытый воздух)
– отражение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в
естественных, природных условиях, т.е. под открытым небом, под воздействием
солнечного света и воздуха; пленэрной называют живопись на открытом воздухе
(вне мастерской), связанную с изучением натуры, окружающей среды, рефлексов,
цветовых изменений, переходов, нюансов, цветных теней, наблюдаемых на открытом
воздухе (Пластические искусства. Краткий терминологический словарь).
Подготовительное отделение ЧДХШ №6
имени Акцыновых ведет работу с детьми в возрасте от 6 до 11 лет на основе
дисциплин: «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Скульптура»,
«Декоративно-прикладное искусство».
В детскую художественную
школу приходят очень разные дети: у каждого свой характер, свои особенности.
Важно понять и выявить художественные
наклонности у каждого ребенка.
Помимо общих занятий
по предметам, в летнее время учащиеся выходят на пленэр.
Пленэр - это важнейшая
практическая часть процесса обучения в системе начального художественного образования.
Рисование с натуры природных форм, архитектуры, животных способствует
приобретению детьми навыков передачи освещения,
состояния природы, световоздушной среды, решения пространственных задач, развивает
такие качества ребенка, как воображение, умение осознанно анализировать
увиденное, претворять зрительные впечатления в изобразительной форме.
Красота окружающего мира очень
положительно влияет на развитие творческого
потенциала ребенка. Детские пленэрные этюды
и зарисовки получаются живые, насыщенные цветом.
Работа на пленэре
ведется «от простого с сложному», по следующим темам:
1.
Этюды цветов (акварель).
2.
Рисование листьев деревьев различных пород (карандаш,
акварель).
3.
Рисование деревьев различных пород (карандаш,
акварель).
4.
Рисование деревенских домиков (акварель).
5.
Наброски животных.
6.
Рисование пейзажа.
7.
Натюрморт на траве.
8.
Композиция «Лето».
Для детей важно рисовать то,
что их увлекает, пробуждает в них живой интерес и вызывает
желание взять в руки кисть, карандаш, поэтому занятия начинаются с
наблюдений. Внимание ученика обращается на разнообразие красок и форм, на
естественную освещенность (падающие тени). Проводятся игры на развитие
внимательности, наблюдательности. Для
развития художественно-творческих способностей на пленэре используется техника
рисования «alla prima» (по сырому). Такой метод особенно эффективен при создании
пейзажных этюдов, когда быстро меняется состояния погоды.
В процессе занятий на
пленэре развиваются художественно-творческие способности детей и такие важные
качества личности, как:
o
способность к художественно-образному выражению;
o
художественное восприятие натуры;
o
владение техническими приемами живописи;
o
последовательность выполнения задания и его
объяснение;
o
воображение, развитие зрительной памяти;
o
владение навыками создания
пейзажа, натюрморта на
пленэре;
o
тоновое и колористическое видение;
o
точность выбора изобразительных средств,
владение живописным языком;
o
предвидение результата.
Летние пленэрные зарисовки
это наглядные пособия, выполненные самим учеником. Рисование с натуры расширяется
кругозор, повышает качество живописи, прививается любовь к искусству,
активируется творческая деятельность учеников.
Собранный в процессе
пленэрной практики художественный материал является основой для создания
новых композиций. Пленэрные этюды могут быть использованы при построении
композиций на любую тему: иллюстрация к прочитанной книге, к услышанной песне или стихотворению, в других тематических работах.
Занятия на пленэре учат
ребенка видеть окружающий мир, открывать необычное в обыденном, создавать
собственные художественные композиции.